Нахичеванский художник Ханамиров

Как пишет в книге «Дом актера. Забытая легенда» Любовь Волошинова, одним из первых среди художников жителем Дома актера в Ростове стал Арам Рубенович Ханамиров. Этот дом был построен в нашем  городе в тридцатые годы минувшего столетия.

Известный нахичеванский художник Арам Рубенович Ханамиров родился в 1892 году в городе Карсе, в Западной Армении. Сейчас этот город принадлежит Турции. В 1909 году семья Ханамирова переехала в Нахичевань, где Арам стал обучаться в армянской семинарии. Но из-за тяжелого материального положения учебу в семинарии он не закончил. С детских лет он стал проявлять способности в рисовании. С 1914 до 1918 года Ханамиров посещал классы рисования при Ростово-Нахичеванском обществе изящных искусств. Учителями Ханамирова были известные художники того времени – Ованесов, Лансере, Мухина. Арам Рубенович посещал Высшие художественные мастерские имени М. Врубеля. В двадцатые годы он работал в «Окнах ДонРоста», в ТАСС. До 1930 года занимался также оформлением книг и политического плаката.

По данным сайта «Хайазг», Арам Рубенович участвовал в выставках со станковыми живописными работами с 1918 года. К сожалению, многие картины Ханамирова погибли во время Великой Отечественной войны, в 1942 году.

В тридцатые годы Ханамирова пригласили работать художником в Ростовский драматический театр. Как художник он оформил более 150 театральных постановок. Арам Рубенович трудился над постановками театра имени Ленинского комсомола, работал для театров Новочеркасска, Таганрога, Еревана, Иркутска. Ханамиров сделал также эскизы для спектакля «Щелкунчик» в постановке Ростовского театра кукол.

Ханамирова высоко ценили его коллеги. Так, на сайте «Хайазг» приводится рецензия известного искусствоведа Юлии Леонидовны Рудницкой на персональную выставку художника, открывшуюся в 1975 году. Рудницкая, в частности, писала:

«Многие полотна Арама Рубеновича обнаруживают глубокую связь его живописи с театром… Мы имеем в виду не только эскизы и макеты театральных постановок, но сам характер многих живописных полотен Ханамирова. Среди поэтических этюдов старого Еревана – глинобитные дома, ветхие галереи, средневековые арки моста, а также натюрморты – цветы и плоды донской земли, композиции «Гармонист», «Двое в пути», «На плоту» и другие – все они написаны рукой именно театрального художника, для которого реальность сливается с художественным вымыслом. Освещение картин по своей напряженности напоминает свет театрального софита, а композиционное построение полотен близко к ощущению сценического пространства».

Как пишет В.В. Рязанов в книге «От первого приюта до наших дней», творческие принципы А.Р. Ханамирова всегда были классически ясны и понятны актерам и зрителям. Сам Ханамиров говорил: «Моя задача всегда заключалась в том, чтобы создать для актера максимальные условия для работы в сценическом пространстве. Но при этом декорации должны были  нести в своем образном решении идеи спектакля, его особенностей, атмосферу и настроение».

Ханамиров много внимания уделял живописи. Он утверждал: «В живописи меня не волнует техника, точнее копирование натуры без творческого осмысления.  Живопись – это чудо, с помощью которого я стремлюсь осмыслить жизненные явления, используя цвет, композицию, пропорции, подчиняя все это задумке, образу, теме».

Арам Рубенович Ханамиров умер в 1980 году. Но до сих пор его с любовью вспоминают актеры, зрители и коллеги-художники.

Георгий  БАГДЫКОВ.