Маяковскому понравилось местное название «Нахичевань»

С моей точки зрения, одним из самых ярких поэтов в России в начале ХХ века был Владимир Маяковский. Отношение к Маяковскому в нашей стране было разным. В советские годы его боготворили. Лично я, как и многие советские дети, творчество поэта изучал в школе. В девяностые годы о нем почти забыли. Но забыть Владимира Маяковского невозможно. Потому что он был гений, Поэт с большой буквы.

Конечно, все в этом мире меняется. И наш Ростов, и моя любимая Нахичевань. Строятся многоэтажные дома, вытесняя дореволюционные особняки. Меняются наши взгляды и на историю, и на духовные ценности, и на культуру. Как-то, выбрасывая мусор, я обратил внимание на аккуратно сложенное возле мусорного бака 12-томное собрание сочинений Маяковского. Оно было в отличном состоянии. Но эти книги были никому не нужны. Я забрал их к себе домой. К сожалению, многие думают: зачем нужны книги, когда есть телевизор, компьютер, Интернет? Если так люди будут рассуждать, то наше будущее печально. Но я убежден, что книга в той или иной форме будет жить до тех пор, пока существует человечество.

Достоевский говорил, что красота спасет мир. Я бы позволил себе добавить, что искусство может этот мир сделать чище. С моей точки зрения, Маяковский был романтик и идеалист. Он верил в светлое будущее, верил в то, что это будущее будет справедливым и добрым. И простой рабочий человек, человек труда станет хозяином на этой земле, где будут царить мир и благоденствие. Ведь 100 лет назад наши предки хотели построить именно такой мир. К сожалению, светлое завтра вместе с коммунизмом так и не наступило. Но это же не значит, что эта мечта во всем была так уж плоха.

Я считаю, что творчество Маяковского было тоже разным. Оно зависело от его взглядов, в том числе политических, от любовных переживаний, от состояния души. И я в этой связи подумал, что каждый ценитель поэзии любит своего Маяковского. Мне особенно нравится ранний Владимир Маяковский. Разве могут не тронуть и не заставить задуматься о смысле жизни вот такие его строки:

Послушайте!
Ведь, если звезды зажигают −
значит − это кому-нибудь нужно?
Значит − кто-то хочет, чтобы они были?
Значит − кто-то называет эти плево́чки жемчужиной?

Как точно, будучи в зените славы, Маяковский охарактеризовал настоящую поэзию и труд поэта:

Поэзия − та же добыча радия.
В грамм добыча, в год труды.
Изводишь единого слова ради
Тысячи тонн словесной руды.

В 2013 году, к 120-летию со дня рождения Владимира Маяковского, в Интернете сайт «Ростовский словарь» представил библиографическую редкость: сборник «Маяковский в Ростове», изданный Ростовским областным книгоиздательством в 1950 году. В нем очерки и воспоминания о Маяковском ростовских авторов: это Аркадий Костанов, Григорий Кац, Павел Максимов, Исаак Браиловский, Анатолий Софронов, Александр Бусыгин, Борис Фателевич, Вениамин Жак и Сергей Званцев. Особенно интересен очерк Павла Максимова. Маяковский был в Ростове в 1926 году. Максимов, в частности, пишет: «Вечером в Доме печати (Ворошиловский, 16), в подвале, в небольшой комнате, отведенной ростовской литературной организации, шло обычное собрание. Маяковский пришел спокойный, простой, благожелательный. Он был в короткой куртке с меховым воротником, на голове − кепи, на ногах − гамаши, в руках − палка. Дорожный, походный вид.

Маяковский снял куртку и присел к столу. Читка продолжалась своим порядком. Это был как бы парад стихов ростовских поэтов перед Маяковским. Он слушал внимательно, серьезно и делал заметки карандашом на крышке папиросной коробки. Потом, когда подошла его очередь, он также высказал несколько своих замечаний о прочитанном. Говорил пpoсто и непринужденно, как старший товарищ:

− Слабо, детская работа. Главный недостаток большинства прочитанных стихов − штамп, потертая словесная монета. Крупицы хорошего тонут в словесной ветхости. Какое у вас море? − Конечно, «синее». Какие глаза? − Конечно, «чудные», или «нежные», или, там, «грустные». Ну, и звезда, разумеется, «далекая». Что нового в этих определениях? Плохо все это. Но вот у одного из товарищей в его стихах мелькнуло местное название «Нахичевань». Очень хорошее слово, его нет в стихах московских поэтов. Довольно потертых слов и мыслей! Давайте новую упаковку!

Читка продолжалась».

Ростовское здание, в котором выступал Владимир Владимирович Маяковский, имеет статус объекта культурного наследия регионального значения. Оно было построено в 1911 году по проекту нахичеванского архитектора Арутюна Христофоровича Закиева и являлось доходным домом М.В. Ширмана.

В двадцатых годах минувшего столетия это здание стало «Домом печати».Там размещались Ростовская ассоциация пролетарских писателей и клуб рабочих корреспондентов газеты «Молот». Именно поэтому 28 ноября 1926 года там выступал поэт.

Перед Великой Отечественной войной здание было передано НКВД. После окончания войны в нем открылась гостиница «Южная», а на первом этаже разместился кукольный театр. В настоящее время здание занимает ООО «Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону».

В Ростове-на-Дону на доме, где выступал Маяковский (Ворошиловский проспект, только теперь у этого дома № 20), установлена памятная доска, напоминающая горожанам о выступлении здесь выдающегося советского поэта. На этой доске выбиты следующие слова: «В этом доме выступал 28 ноября 1926 года лучший, талантливейший поэт нашей советской эпохи В.В. Маяковский».

Георгий БАГДЫКОВ