История появления шарманок в Ростове и Нахичевани

Недавно моя знакомая краевед Оксана Мордовина, зная мою любовь к газете «Вечерний Ростов», передала мне для изучения ряд статей, опубликованных в «Вечерке» в 1978 году. О чем только не писала газета в тот год! И о передовиках производства, и о трудовых буднях ростовчан, и об интересных людях, и о визите Брежнева в Ростов (генеральный секретарь ЦК КПСС был проездом в нашем городе по пути в Баку). В большом количестве в газете публиковались и краеведческие материалы.

Но меня заинтересовала публикация А. Маянского в рубрике «Донские умельцы», под названием «Работа спорится». В ней рассказывалось о том, что уникальный образец первого в России русского малогабаритного органа, родиной которого является Дон, был выставлен в Ростовском краеведческом музее как дар ростовчанина Григория Ивановича Стиненко.

Маянский, в частности, писал: «Перед нами – корпус органа. Он с особым изяществом отделан лакированной фанерой из прочных и дорогих пород. Уникален и механизм органа, состоящий из мельчайших деревянных и металлических деталей».

Далее автор статьи рассказывает историю появления органа у нас на Дону. В 1845 году некто Поляков, живший в своем имении под Таганрогом, привез из Италии компактный орган в виде ломберного столика, передвигавшегося на роликах. Работавший в это время у помещика талантливый столяр-краснодеревщик, к тому же незаурядный музыкант, крепостной Архип Тарасович Пивоваров смастерил вручную копию с заморского инструмента. Но русский умелец внес в него свои изменения. Пивоваров сделал орган более компактным, а также переносным. Именно этот орган стал пригодным для обслуживания ярмарок, свадеб, народных гуляний, став одной из разновидностей этого инструмента — «шарманкой».

За свой незаурядный талант Пивоваров в 1850 году получил вольную и уехал в Азов, где открыл собственную мастерскую по изготовлению переносных органов, шарманок. У Пивоварова был талантливый ученик, четырнадцатилетний самоучка Иван Стиненко. Вскоре Стиненко становится уже известным мастером и в девятнадцатилетнем возрасте он переезжает в Ростов, где открывает мастерскую по изготовлению шарманок. Шарманки Стиненко пользовались большой популярностью в Ростове и Нахичевани.

Как писал А. Маянский, в тридцатых годах минувшего столетия Стиненко был приглашен в Московское государственное объединение эстрады и цирков, в котором вплоть до 1943 года ремонтировал народные музыкальные инструменты. Это уникальное ремесло он передал своему сыну – Григорию Ивановичу Стиненко.

Как пишет Маянский, Григорий Иванович подарил Ростовскому краеведческому музею еще один, более усовершенствованный орган, изготовленный его отцом в 1908 году. Этот инструмент отличался от первого более красивой отделкой – под орех. А по форме этот орган напоминал больше шкатулку на фасонных ножках.

Как писала газета «Вечерний Ростов» в 1978 году, администрация ростовской музыкальной фабрики «Ростов-Дон» помогала Григорию Ивановичу Стиненко в работе. От фабрики он получал необходимые материалы для изготовления органов.

Газета также сообщала, что новый образец современного органа Григорий Иванович планировал изготовить к концу 1978 года.

Я не знаю, удалось ли ему это сделать. Сегодня уже, наверное, не у кого и спросить об этом. Ведь прошло с тех пор 40 лет! Но знаю твердо я лишь одно – мы обязаны беречь нашу музыкальную культуру и историю. А история появления шарманки у нас на Дону интересна и поучительна. И эта история требует отдельного изучения.

Георгий БАГДЫКОВ