Актер и режиссер Владимир Таршис

Владимир Давыдович Таршис — личность особая, неповторимая и ни с кем несравнимая. Познакомился я с ним в начале девяностых годов. Таршис пришел на работу к моему отцу, чтобы писать о нем статью в одну из ростовских газет как о враче и публицисте, авторе книги о Нахичевани-на-Дону. Владимир Давыдович был очень увлечен этой темой. Он часами мог разговаривать с папой о Ростове и Нахичевани, об актерах, писателях, журналистах, многие из которых ему были лично хорошо знакомы. Таршис сочетал в себе много талантов. Как актер и режиссер, он исколесил почти всю необъятную нашу страну; выйдя на пенсию, работал театральным критиком, журналистом. Он публиковался почти во всех ростовских газетах, работал на областном радио. Владимир Давыдович был типично богемным человеком: любил выпить, обожал женщин, мог часами рассказывать анекдоты и актерские байки. Он требовал, чтобы я называл его Володей, хотя был старше меня почти на сорок лет.

Владимир Давыдович Таршис родился в Ростове. Начинал свой профессиональный путь на сцене Новочеркасского драматического театра имени В.Ф. Комиссаржевской, позже играл в театрах Кемерово, Томска, Краснодара, Орджоникидзе, Алма-Аты. Им было написано несколько пьес и инсценировок для драматического театра, телевидения и радио: «Познакомились случайно…», «Аллея влюбленных», «Невероятное происшествие»; либретто для оперетт на музыку П. Абрахама «Бал в «Савойе», И. Кальмана «Голландочка», Н. Стрельникова «Чайхана в горах». Он много печатался в журналах «Театр», «Театральная жизнь», «Простор», «Орфей», «Донская волна», «Контур» и коллективных сборниках. В эфире Дон-ТР звучали художественная проза и воспоминания Таршиса, основанные на общении с Ю.А. Завадским, Ф.Г. Раневской, А.А. Галичем, А.Н. Вертинским, И.М. Смоктуновским, А.А. Глазыриным, Ю.Э. Кольцовым. Наиболее известные его актерские и режиссерские работы: «Маленький плотник из Назарета» по пьесе А. Хавчина, «Поздние раки» по Б. Куликову, «Петербургские сновидения» по Ю. Плашевскому (с Е.А. Евстигнеевым в роли Ф.М. Достоевского и О.П. Табаковым в образе казахского поэта и просветителя Чокана Валиханова).

В 1993 году в издательстве «Приазовский край» вышла книга Владимира Таршиса «Пойдем в цирк?». Он подготовил к печати сборник прозы и театральной документалистики «Божественная Алевтина». В этих изданиях значительное место отводилось краеведческим изысканиям в области литературы и искусства. В местных ростовских газетах Таршис часто публиковал статьи о театральной жизни Дона и гастролях различных коллективов.

Таршис был человеком общительным. Невероятно обаятельный и добрый человек Владимир Давыдович никогда не считал денег, потому как их у него никогда не было, а если они и появлялись, то он всегда старался потратить их на друзей, хорошую компанию, выпивку.Я был потрясен, узнав, с какими людьми был знаком и дружен Таршис. Это и Фаина Раневская, и Александр Галич, и Юрий Никулин, и многие другие. Он не раз брал интервью у многих российских звезд театра и кино, которые публиковались не только в ростовских газетах, но и в центральных. Его собеседниками были Армен Джигарханян, Евгения Симонова, Наталья Гундарева. Вообще об актерах и журналистах он мог говорить часами. Сколько интересного я узнал и о Фаине Раневской, и об Александре Галиче. Чтобы я не думал, что он что-то сочиняет, Таршис показывал мне их письма к нему, автографы на память.

Владимир Давыдович писал замечательные рассказы, некоторые из них были опубликованы в газетах, но многие так и остались в рукописях. Он очень переживал из-за этого. Меня особо потряс рассказ Таршиса «Расстрел», в котором он описал чудовищную жестокость фашистов, расстрелявших на Нольной линии девяносто человек. Рассказ написан от лица мальчика, невольно ставшего свидетелем этого варварства. В этом мальчике прослеживаются черты и самого Володи, который ребенком уже понял, что такое оккупация и смерть.

Таршису был ненавистен и гитлеровский нацизм, и сталинский тоталитаризм, хотя он был аполитичным человеком. Владимир Давыдович любил только театр и цирк, которому тоже отдал много лет своей жизни. Он писал в основном о культуре.

– Никакой политики, – говорил он. – Боже упаси, надо быть подальше от этой грязи. Я и при советской власти писал о культуре и при нынешней пишу о ней. Его книга о цирке, которая, к счастью, была издана при жизни, написана ярко, как сам цирк. А сколько в Таршисе было энергии, жизнелюбия, искрометного юмора! Владимир Давыдович любил всякие розыгрыши и часто разыгрывал меня. Я уже упоминал о том, что он обожал женщин. За те неполные десять лет, что я был с ним знаком, просто сбился со счета, сколько у него было Ирен, Милен, Светлан, Наден и так далее. Но каждую он любил, боготворил, души не чаял и готов был жениться. Хотя Таршис был холостяком до мозга костей, но зато любил рассуждать о прелестях семейной жизни.

Так вот, звонит мне как-то Владимир Давыдович и говорит своим неповторимым баритоном:

– Обымаю, мой дорогой, и целоваю! Жду тебя. Приходи прямо сейчас. Немедленно. Я хочу познакомить тебя со своей будущей супругой. Если не придешь, то обижусь. Я представил тебя своей любимой как моего близкого друга. Приходи. Все будет очень культурно. Я буду при галстуке.

Было лето, и стояла невероятная ростовская жара.«Совсем старик с ума сошел, – думал я, направляясь к Таршису. – В такую жару надеть костюм и галстук… Ненормальный!»

Но когда я зашел в квартиру к Владимиру Давыдовичу, то буквально остолбенел. Меня встречал сам хозяин в одних трусах и… в галстуке.

Таршис любил розыгрыши! Он мне как-то признался, что всю жизнь боготворил сцену. И очень хотел бы уйти из жизни, как со сцены, – с пафосом. Так, чтобы все запомнили. Ему это удалось. За несколько месяцев до своей смерти он наконец женился. Ему было под семьдесят, а супруге – немного более сорока. Кстати, все женщины Таршиса было моложе его лет на тридцать. Так получилось, что к моменту бракосочетания Владимир Давыдович получил материальную помощь от еврейской общины. Причем помощь была в долларах. Таких денег он никогда раньше в руках не держал. Таршис загулял последний раз в своей жизни. Покупал дорогую водку, импортные сигареты и красную икру. Покупал все то, что для него все эти годы было недоступно. Я, как врач, знал, что добром этот медовый месяц не закончится.

У Владимира Давыдовича было больное сердце. Я умолял его опомниться и перестать губить себя. Но… Через месяц после свадьбы он вдруг поссорился со своей женой, а еще через день после того, как она взяла свои вещи и ушла, он умер.

Его знало полгорода, а пришли хоронить несколько человек. Благодаря его соседке Ларисе Николаевне состоялись похороны и поминки. Никто не ожидал скоропостижной смерти этого замечательного,жизнелюбивого и веселого человека. Но зато он ушел, как хотел, как актер со сцены, – с пафосом!

Георгий БАГДЫКОВ