Художник Аким Карпович Ованесов

Известный нахичеванский художник Аким Карпович Ованесов родился в 1883 году. Детские годы и юность он провел в Нахичевани, учился в нахичеванской духовной семинарии, затем в реальном училище.

На талантливого юношу обратил внимание учитель рисования Фринке и посоветовал ему получить художественное образование. Ованесов поступил в Пензенское художественное училище. Кстати, многие известные ростовские и нахичеванские художники закончили именно Пензенское художественное училище.

Будучи женатым, Аким Карпович вместе с супругой возвратился в родную Нахичевань. Он начал преподавать в церковно-приходских школах. Приходилось зарабатывать на жизнь частными уроками, писать иконы в мастерской художника Черепахина.

Затем Ованесов стал трудиться в женской Гогоевской гимназии и вести вечерние занятия Ростовского художественного училища, куда его пригласило работать Ростово-Нахичеванское общество изящных искусств. В 1917 году Ованесов написал свое известное полотно «Мать». М. Сарьян считал «Мать» лучшим произведением Ованесова. Аким Карпович создал это полотно под впечатлением страшной трагедии армянского народа – геноцида в Османской империи 1915 года.

Ованесов за свою жизнь написал немало картин. Это «Казачки Дона», «Арест Налбандяна», «Иван да Марья», «Шабаш ведьм», «Симфония», «Девушка с книгой». Одна из самых известных работ Акима Карповича Ованесова − «Взятие Ростовского вокзала». Героем этой картины является командир батальона Гукас Мадоян.

В 1921 году в Нахичевани в доме бывшего фабриканта и предпринимателя Искидарова (угол 23-й линии и площади Свободы, ныне Музей русско-армянской дружбы) было открыто художественное училище имени Врубеля. Заведующей школой в то время была Магдалина Сергеевна Шагинян, родная сестра Мариэтты Шагинян, известной советской писательницы. Кстати, это была первая советская художественная школа! И преподавали там известные художники и скульпторы, такие как А.К. Ованесов, М.С. Сарьян, Н.Е. Лансере, С.М. Алхутов.

К сожалению, школа просуществовала недолго. В 1930 году ростовские художники объединились в организацию, которая называлась Азчерхудожник. В нее входил и Аким Карпович Ованесов. В то время художников направляли в творческие командировки.

Именно тогда Ованесов написал большое полотно «Колхозницы» («Казачки Дона»). В период становления советского искусства А.К.Ованесов принимал активное участие в художественной жизни города. Он был первым председателем Ростовского отделения Союза советских художников, преподавал в художественной студии Дворца пионеров.

Ованесов несколько лет работал над картиной «Арест Налбандяна». Было написано четыре варианта этой картины. М.Л. Налбандян – известный армянский писатель, общественный деятель, демократ, соратник Герцена и Огарева. По семейному преданию Ованесовых, отец Акима Карповича, Карп Макарович, дирижировал оркестром на похоронах Микаэла Налбандяна.

О картине «Арест Налбандяна» мне хотелось бы рассказать подробнее. Дело в том, что Ованесов был дружен с моим отцом. И мой папа, будучи молодым врачом, позировал Акиму Карповичу. То есть Налбандяна Ованесов рисовал с моего отца. Мало кто знает, что известного ростовского скульптора, к сожалению, ныне покойного, Д.Р. Бегалова на творческий путь вдохновил именно Ованесов.

Маленький Давид Бегалов часто приходил в мастерскую к Ованесову, что-то лепил. И мой отец был свидетелем того, как Аким Карпович Ованесов высказывался о юном Бегалове: «У этого ребенка есть талант, который непременно надо развивать».

Интересно, что когда Ованесов писал картину «Арест Налбандяна», он был внимателен к каждой детали картины. Например, стол Ованесов накрыл скатертью еще моей прапрабабушки! Ковер на полу, который изображен на картине, был взят из нашего дома. Книжный шкаф и диван, которые нарисованы на полотне, тоже времен Налбандяна!

Даже жандармов он пригласил позировать настоящих.

Да-да! Это были еще живые в те годы пожилые жандармы царского времени, которых лично знал Ованесов. У нас дома бережно хранится портрет моего отца, написанный Ованесовым. Мой папа до сих пор с восторгом вспоминает о тех днях общения с Акимом Карповичем.

Ованесов был дружен и с Мартиросом Сарьяном. Когда Сарьян бывал в Ростове, то обязательно гостил у Акима Карповича в доме. Дело в том, что жена Акима Карповича была близкой родственницей Мартироса Сергеевича Сарьяна. Мой отец неоднократно общался с Сарьяном, в том числе когда бывал в Ереване. Мой дядя, известный армянский поэт Людвиг Дурян, был также дружен с Сарьяном.

И они неоднократно с моим отцом встречались с Мартиросом Сергеевичем у него дома. Интересно, что, даже живя в Армении, он любил говорить на нахичеванском армянском диалекте. Всегда передавал приветы Ованесову, которого высоко ценил. Мартирос Сергеевич Сарьян многое сделал для того, чтобы спасти ростовский монастырь Сурб Хач. Он также хотел, чтобы Пролетарскому району Ростова-на-Дону вернули его историческое имя. Чтобы, как и прежде, этот район называли Нахичевань. К сожалению, никто из представителей армянской интеллигенции не смог этого добиться.

Сарьян так высоко ценил Ованесова еще и потому, что все его творчество было неразрывно связано с Ростовом-на-Дону, Нахичеванью и донским краем. В творчестве Ованесова русская реалистическая традиция переплелась с красотой и декоративностью армянского искусства.

Особо хочется отметить, что Ованесов был замечательным семьянином. Он очень любил свою супругу Сусанну Арсентьевну. И их чувства были взаимны. Вскоре после смерти Ованесова не стало и Сусанны Арсентьевны. Предчувствуя свой уход, она попросила, чтобы после кончины на ее тело вылили остатки ее любимых французских духов. Ведь духами этой фирмы она душилась на свадьбу с Акимом Карповичем Ованесовым! Вот такая была сильная любовь…

Несколько лет назад Нахичеванская-на-Дону армянская община при личном участии известного ростовского предпринимателя Р.Л. Геворкяна установила на Армянском кладбище в Ростове памятник Акиму Карповичу Ованесову. Этот человек достоин доброй памяти и уважения своих потомков.

Георгий  БАГДЫКОВ