Режиссер Александр Расторгуев из Ростова-на-Дону

Помню, что, когда 31 июля 2018 года средства массовой информации нашей страны распространили сообщение о том, что в Центральной Африканской республике погибли трое российских журналистов, то, я был в шоке. Я никак не мог поверить в том, что среди этих ребят оказался и наш ростовчанин, режиссер Александр Расторгуев, с которым я общался еще в далекие девяностые годы, когда он работал режиссером на «Дон-ТР».

Напомню, что российские журналисты были найдены мертвыми в Центральной Африканской республике. По некоторым сведениям, они снимали фильм о частной военной компании Вагнера. По тем сведениям, которые были опубликованы на различных информационных сайтах, российские журналисты направлялись из столицы Центральной Африканской республики Банги в населенный пункт Бомбари. Россиян остановили на блокпосту в Сибю и убили. Целью убийства могло стать ограбление.

Александр Расторгуев был моим ровесником. Он родился в 1971 году в Ростове-на-Дону. Окончил Государственную академию театрального искусства в Санкт-Петербурге. Как я уже писал, в девяностые годы работал режиссером на «Дон-ТР» . Пожалуй, самым ярким фильмом Расторгуева в те годы был «Чистый четверг». Вообще Александр снял немало известных фильмов: «До свидания, мальчики», «Век мой», «Твой род», «Гора», «Мамочки», «Дикий пляж. Жар нежных» и др.

Я познакомился с Александром Расторгуевым в далеком уже 1997 году, когда он вместе с Мариной Вангели и Эдуардом Кечеджияном снимал фильм «Персона» о моем отце, заслуженном враче России Минасе Георгиевиче Багдыкове. Съёмки проходили у нас дом на 23-й линии в Нахичевани. Уже тогда я обратил внимание на Александра как на яркого, талантливого, неординарного режиссера. Во время съёмок фильма он всегда старался снять необычные ракурсы, показать быт семьи, ее историю.

С моей точки зрения, у Александра Расторгуева было особое видение мира. Он был, как говорят, нонкомформистом, плыл против течения. Александр был еще и ярким оппозиционером. Его даже в декабре 2011 года арестовали в Ростове за участие в митингах оппозиции.

Надо сказать, что в девяностые годы минувшего столетия «Дон-ТР» стала кузницей кадров для нашей страны. Из ростовской телекомпании вышли известные ныне ведущие ВГТРК, в том числе, Владислав Завьялов, режиссер Кирилл Серебренников. Вот и Александр Расторгуев в какой-то момент почувствовал, что ему тесно в творческом плане в Ростове. И он начал снимать фильмы в Москве, много ездил по стране, бывал за рубежом.

Как-то я поспорил с Александром. Я ему сказал, что, с моей точки зрения, надо поддерживать талантливых людей, потому как «серость» сама себе пробьет дорогу, как сорная трава. Потом я добавил, что человек должен быть ближе к своей родине, к тому месту, где родился, к своим корням. Александр со мной не согласился. Он ответил мне, что красивые цветы могут вырасти и на мусорной яме, что талант обязательно пробьет себе дорогу, а творить человек должен там, где его ценят.

Надо признать, что как режиссер Расторгуев себя реализовывал уже не в Ростове. Это правда. Не думаю, что в нашем городе он смог бы творить так, как хотел. Но как жаль, что Александр так много не сделал в этой жизни, как жаль, что так рано, трагически и нелепо оборвалась жизнь этого талантливого режиссера.

Свои лучшие фильмы Александр Расторгуев создал в сотрудничестве с киносценаристом Сусанной Погосовной Баранжиевой. Вместе они работали над девятью картинами! В 2000 году Расторгуев получил «Тэфи» за режиссуру фильма «Твой род» (сценарист Сусанна Баранжиева).Фильм рассказывает о том, как молодой студент возвращается из Еревана на каникулы в далекое горное селение. Перед зрителями открываются великолепные картины жизни армянского села. Фильм вдохновлен прозой Гранта Матевосяна.

Журналист ГТРК «Дон-ТР» Любовь Суркова об Александре в одном из интервью сказала так: «Он независимо от должности, от положения, от перспективы работы, к сожалению, называл вещи своими именами».

По-моему, об Александре, как о человеке и гражданине, сказано очень точно.

Сам же Расторгуев говорил: ««Не бывает ничего не подкрепленного человеком. То есть, не бывает хорошего оператора, не подкрепленного хорошим человеком. Не бывает хорошего продюсера, не подкрепленного хорошим человеком. Не бывает хорошего..там… зуботехника, не подкрепленного хорошим человеком. В основе всего лежит хороший человек. Который (!) может быть хорошим зуботехником, хорошим оператором, хорошим ото-ларин-голо-гом. Смысл в чем? Человек, он в основании всего, понимаете? Может быть какой-то там человек, который чего-то там может, но все равно это утонет в вате тебя, если ты плохой. Или наоборот вынырнет и будет поддерживаться основанием того, что есть в тебе. Личность….».

Несомненно, Александр был Личностью и Человеком с большой буквы.

Прошел уже год, как нет с нами режиссера Александра Расторгуева и его коллег. Но тайна убийств российских журналистов так пока и остается нераскрытой.

Георгий БАГДЫКОВ