Моя классная руководительница

Недавно мне подарили книгу, которую написала моя классная руководительница, учитель физики, Марина Сергеевна Атаманская. Книга называется «Развитие смыслового чтения». Это очень необычный и интересный труд. В ней рассказывается о различных моделях обучения детей, о том, как через символы прийти к открытию. Ведь ученики каждый день в школе должны делать открытия, а уроки должны стать интересными и увлекательными, погружая ученика в удивительный мир знаний. Раскрыть в ученике личность, сформировать думающего человека, увидеть в школьнике будущего ученого – важная задача для педагога.

Марина Сергеевна Атаманская сама личность творческая, талантливая, разносторонне развитая. Она не только замечательный педагог, но и психолог, философ, мыслитель.

Марина Сергеевна является учителем высшей категории, кандидатом педагогических наук, членом секции дидактики ЮФУ, членом научного физического общества России. В 2010 году Атаманская стала победителем конкурса «Лучшие учителя России 2010».

Восточная мудрость гласит, что к своему учителю надо относиться как к родителю. Ведь родители дают тебе жизнь, а учителя — знания, благодаря которым ты можешь жить достойно на этом свете. Эта мысль мне очень нравится! Я считаю, что многими своими успехами в жизни обязан учителям. Особую благодарность испытываю к школьным учителям. Работать с детьми — это особый дар. Боже,а какое же ангельское терпение было у наших педагогов!

В детстве я был стеснительным и неразговорчивым мальчиком, живущим в своем придуманном «жюльверновском» мире. Мне было гораздо интереснее сочувствовать судьбе детей капитана Гранта, чем ходить в ростовскую школу № 14, где я учился. А там меня многому учили, в том числе английскому языку и хорошим манерам. Старая нахичеванская школа, бывшая когда-то женской гимназией, была строга к своим ученикам. Мы должны были быть лучшими среди лучших!

Моя классная руководительница, учительница физики Марина Сергеевна Атаманская, говорила всегда так:

— Мои дорогие дети! Вы учитесь в необычной школе, поэтому будьте добры быть прилежными и соответствовать высокому званию ученика школы № 14.

Но от нас не только требовали, нам многое и давали. Меня, замкнутого в себе мальчика, разговорили именно педагоги — учитель истории Юрий Иванович Калин, учителя литературы Алла Николаевна Хоций, Лидия Дмитриевна Матвеева и, конечно, мой классный руководитель Марина Сергеевна Атаманская.

— Ты — гуманитарий и фантазер, — говорила мне Марина Сергеевна. — И это замечательно! Но ведь физика — это не только скучные формулы и математика, но и философия одновременно. А я вижу, что философию ты любишь. Физика — наука, стоящая над всеми дисциплинами. Вникнуть в суть мироздания, понять природу материи — чрезвычайно интересно. А это же и есть философия, которая тебе так нравится.

Дело в том, что я в те годы увлекался литературой, историей, философией. Читал запоем Монтеня, Ларошфуко, Вольтера, Карамзина. Марина Сергеевна как опытный педагог заметила мои наклонности к аналитическому мышлению, к творческому подходу в решении различных проблем. Она могла на уроке сказать:

— Пусть Жорик Багдыков напишет мне, как он понимает квантовую физику и строение атома.

И я начинал писать о том, как я представляю квантовую физику, писал о том, что в строении атома отражается модель нашей Солнечной системы, писал также о моем видении макро и микрокосмоса.

— Молодец, молодец, — хвалила меня Марина Сергеевна. — Хорошо и интересно пишешь, образно и лаконично. Я тебе открою маленькую тайну. Великие физики об этом уже писали много лет назад. Но от этого твой труд еще ценнее. Ведь ты же не знал их мыслей. Поэтому ставлю тебе «отлично». Думаю, что ты вырастешь думающим человеком. А это в жизни самое главное.

Прошли годы. Я стал врачом. И всегда с благодарностью вспоминаю своего классного руководителя Марину Сергеевну Атаманскую, которая смогла увидеть и развить во мне способности к аналитическому мышлению.

— Никогда не развивайтесь однобоко, — говорила нам Марина Сергеевна. — Человек, увлеченный лишь одним делом и не интересующийся больше ничем, подобен флюсу. А это некрасиво и непродуктивно! Надо быть гармоничной личностью. В гармонии красота!

На всю жизнь я запомнил ее слова. Благодаря моим школьным учителям я научился мыслить образно и неординарно. А это самое главное, с моей точки зрения, чему должна учить школа. И пусть из меня не вышло великого философа, но осмелюсь утверждать, что думающим человеком я стал.

Недавно я вновь с благодарностью вспомнил своего классного руководителя. Ведь когда я прочитал книгу Марины Сергеевны Атаманской «Развитие опыта смыслового чтения», то понял, как важно, что сегодня она делится своими знаниями с педагогами. Ее опыт работы в школе бесценен! Главная задача Атаманской – формирование в учениках способностей к аналитическому мышлению. А я уверен, что чем больше в стране будет думающих людей, тем цивилизованнее и духовно богаче станет наше общество!

Георгий БАГДЫКОВ