Драматург и поэт Фёдор Сергеевич Готьян

В 1938 году ростовские театралы бурно обсуждали  премьеру спектакля «Тигран». Премьера состоялась на сцене театра имени М. Горького. Об этом спектакле много писали и ростовские газеты. Обсуждали сюжет пьесы Федора Готьяна, его сценарий, игру актеров.

В тот год в Ростов приехал народный художник Армении Мартирос Сергеевич Сарьян, принимавший участие в оформлении новой постановки ростовского театра имени М. Горького «Тигран». Было сообщено, что 10 марта 1938 года Сарьян присутствовал на премьере спектакля.

Вскоре была опубликована статья самого Сарьяна, которая так и называлась: «О Тигране». Мартирос Сергеевич, в частности, писал: «Мне очень приятно, что я своим участием помог коллективу театра в лучших условиях, в смысле художественного оформления сцены, показать эту выдающуюся работу».

Дальше в газетах публикуются рецензии на сам спектакль «Тигран». Для Ростова это было большим событием. Ведь «Тигран» − это один из первых спектаклей, поставленных на сцене театра имени М. Горького. Содержание пьесы Федора Сергеевича Готьяна характерно для того времени.

Сюжет ее таков. Строительством гидростанции в кавказских горах руководит большевик, армянин Тигран. Он знает хорошо эти места, потому что сам прошел их в годы Гражданской войны, сражаясь за советскую власть. Его жена, Василиса, работающая теперь рядом с ним, шла и тогда по этим боевым тропам.

На стройку приезжает сын Василисы от первого брака Саша. Он не знал до сих пор, кто его отец. Случайно узнает, что это старик Никита, сторож на стройке, бывший кулак, когда-то насильно взявший Василису себе в жены. Перед Сашей встает вопрос: как он должен относиться к старику? Но жизнь сама все расставляет по своим местам. Рабочим надо взорвать огромную скалу и обрушить ее в реку, у места будущей плотины. Бывший кулак Никита пытается помешать этому.

Но Василиса, рискуя своей жизнью, все же осуществляет взрыв скалы. Затем она разоблачает старика Никиту. Саша понимает, что ему по пути с Тиграном. Вот кто его настоящий отец!

В общем, типичная советская мелодрама сталинской эпохи. Но все критики признавали, что пьеса написана очень талантливо. А главное, какие замечательные актеры в ней участвовали! Роль Тиграна исполнял сам Мордвинов!

Вот что об этом писал Мартирос Сарьян в статье «О Тигране»: «Тигран – Мордвинова, Василиса – Алексеевой и Павлуш-Баби (дед Тиграна) – Леондора – это новые люди, образы большевиков, пришедшие на сцену благодаря напряженным творческим поискам молодого талантливого автора Федора Готьяна, чтобы затем из рам театральной сцены идти в жизнь, в массы, призывая всех быть честными советскими гражданами великой эпохи социалистического строительства».

Хочу напомнить, что эти строки были написаны в 1938 году. Сталинские репрессии были в самом разгаре. Но в нашем городе театральная и культурная жизнь развивалась в это время весьма успешно. Кстати, Федор Сергеевич Готьян – необычная и талантливая личность.

Он был не только хорошим драматургом, писателем и поэтом, а еще и прекрасным педагогом. Он был учителем музыки у моего папы. Мой отец всегда с большой любовью вспоминает своего учителя и его уроки.

В книге «Нахичеванские портреты», вышедшей в свет в Ростовском книжном издательстве в 1991 году, мой отец, Минас Георгиевич Багдыков, посвятил Федору Сергеевичу Готьяну (1904−1958 годы) целую главу.

В частности, он пишет: «Страна моего детства – это война. У мальчишек в карманах – осколки от снарядов и бомб, порой еще теплые, только что подобранные, шершавые, порох, запалы, короче, не игрушки, а игра со смертью. Центром «культурной жизни» этого периода стал базар. Торговля всякой всячиной, обилие нищих, искалеченных, молящих о подаянии. Все мои мысли вращаются вокруг еды».

Далее мой отец пишет, что он увидел маленькую скрипку, которую кто-то продавал на Нахичеванском базаре вместе с другими вещами. Музыкальный инструмент лежал в красивом футляре. С этой минуты мой папа потерял покой. Он мечтал об этой скрипке. И вот настал счастливый день. Моему отцу, наконец, родители купили эту скрипку. Его повели заниматься музыкой к Федору Сергеевичу Готьяну.

Отец пишет: «Моим вниманием сразу же завладели его руки, мягкие, словно с просвечивающей кожей, коротко остриженными ногтями. А заговорил – и голос мягкий, словно обволакивающий тебя. Впечатление такое, что ты уже давно знаешь этого человека, а главное, веришь ему. Он изнутри светился добротой…»

Видимо, поэтому дети и ученики любили Готьяна. Он умел привить любовь к музыке каждому ребенку, который у него занимался. Мой папа до сих пор любит в свободное время музицировать на пианино или скрипке. А в студенческие годы он играл в джаз-оркестре.

Только тогда эти оркестры назывались эстрадными. Федор Сергеевич Готьян был известен и как поэт. Вместе со своим коллегой, преподавателем музыкальной школы имени Гнесина, замечательным пианистом и композитором Серафимом Емельяновичем Мелконовым, они писали песни и романсы. В свое время их романс «Осень золотая» пользовался большой популярностью в Нахичевани.

Конечно, в советские годы не все произведения Готьяна могли быть опубликованными. Многие его романы и стихи так и не увидели свет. Разве могли в то время быть опубликованными вот такие его строчки из стихотворения «Воскресение»:

«Но есть воскресший Иисус,

Есть воскресение полей.

И пробужденье прежних чувств,

И вспышка новая огней.

Шумят ожившие леса,

Цветут сирень, ромашки, лен,

И вновь несется в небеса

Пасхальный, юный перезвон!

Я жду тебя… Приди! Приди!

Мне одиночество невмочь…

Я жду утраченной любви,

Как ждут Христа в святую ночь».

Федор Сергеевич Готьян писал и романы. На мой взгляд, особо интересен его роман «Антон Горбонос».

Над этим произведением автор работал в течение 15 лет! С 1928 по 1943 годы. Повествование начинается с момента переселения армян из Крыма на Дон. Он описывает долгий, изнурительный путь, мытарства в дороге, непростую жизнь на новой родине. В центре произведения трагическая судьба главного героя, Антона – сына армянина-священника, вдовца, не получившего разрешения на повторный брак от Синода, и молодой, неопытной девушки-домработницы.   

Готьян очень интересно пишет, как роднились казаки и донские армяне: «Живя в постоянном соседстве с украинцами и казаками, армяне много заимствовали у них, но и сами тоже передавали им свое, издалека завезенное. Нити сплетались… Старуха-армянка рвала на себе волосы, проклиная сына за женитьбу на русской, пьяный казак волочил по сараю было сворованную «черномазым» дочь… Корни уходили вглубь, все больше и больше завязывался узелок…»

Когда я соприкоснулся с творчеством Готьяна, понял, почему его так уважал и высоко ценил Сарьян, почему его так любили дети, ученики. Это был по-настоящему одаренный, талантливый, многогранный, добрый, светлый человек. Ведь известно, что злых людей дети не любят. И мне думается, поэтому мой папа, будучи пожилым человеком, сохраняет в своем сердце эту чистую, детскую любовь к своему Учителю. А Учитель имел очень нежное и ранимое сердце.

«Призраки милые, призраки нежные,

Полосы алые, зори румяные…

Будет вам, будет бесплодной надеждою

Душу тревожить! Она уж поранена.

Будет! Рассейтесь, угасните, милые!

Долго мелькавшие,

долго ласкавшие…

Вечно далекие, неуловимые!

Сил уже нет, чтобы к радуге красочной,

К далям заманчивым, к облачку нежному,

В высь голубую взметнуться мне ласточкой,

Видно, пора мне уняться – мятежному.

Я позабуду мечту долголетнюю,

Вы ж убаюкайте долю печальную −

Дымкою легкою, тенью последнею,

Тенью последнею, вечною, тайною».

31.12.43.

Федор Сергеевич Готьян ушел из жизни в 1958 году.

В последний путь его провожали из музыкальной школы, где он работал. На гражданской панихиде филармонический оркестр играл классические произведения. Те произведения, которые любил Федор Сергеевич Готьян.

Вся жизнь Готьяна была связана с музыкальной школой имени Гнесина.

 Минас Георгиевич Багдыков в книге «Нахичеванские портреты» пишет: «Когда я захожу сюда и вижу милую сердцу детвору – вспоминаю свои юные годы, которые озарил своим светом мой любимый учитель».

Счастье любого учителя в его учениках. Федора Сергеевича Готьяна можно смело назвать счастливым педагогом. Ведь его до сих пор помнят, любят и ценят его ученики!

Георгий  БАГДЫКОВ.