Хачкар Сурб Хач вновь в Сурб Хаче

Одновременно с основанием города Нор-Нахичевана и окрестных селений начинается возведение церквей. Соборный храм Григория Лусаворича (Просветителя), который располагался в центре Нор-Нахичевана, был самым крупным из них. В то же время к северу от города (ныне северный жилой массив Ростова-на-Дону) предводителем российских армян, архиепископом Овсепом Аргутинским основывается мужской монастырь Сурб Хач. Как указано в рукописи О. Аргутинского «Давтар» («Дневник») закладка монастыря состоялась 9 сентября 1783 года, то есть в один день с освящением уже возведенной церкви Сурб Лусаворич. Строительство монастыря завершилось только в 1792 году.

Самой значимой святыней монастырского комплекса считается большой хачкар Сурб Хач, датируемый XI веком. В XI — XIII веках жители средневековой столицы царства Баградитов Ани, гонимые турками-сельджуками, а затем монголо-татарами, покинули свой великолепный город и родину. Большая часть из них после долгих скитаний, оказалась в Крыму. Вывезенный из Ани хачкар Сурб Хач послужил основой для крымского одноименного монастыря, воздвигнутого в 1385 году в окрестностях города Старый Крым и пять веков украшал его. Нам хорошо известны обстоятельства переселения крымских (анийских) армян на Дон в 70-е годы XVII века. С июля и до осени 1778 года они тремя группами покидают свою вторую родину, взяв с собой только самое необходимое, в том числе и церковное имущество, 800 хачкаров, включая хачкар Сурб Хач.

В архитектурном облике сооружаемых на Дону церквей бывшие жители Крыма пытались сохранить образ и имена оставленных храмов. А для строительства монастыря Сурб Хач (названного в честь старокрымского) даже избрали холмистую местность, несколько напоминавшую крымскую. Сходство также усиливали два родника. Во вновь построенных церквах неотъемлемым элементом художественного убранства становились привезенные из Крыма орнаментированные хачкары. Они располагались на фасадах и в интерьерах храмов. Особую символическую роль играл хачкар Сурб Хач, помещенный в церкви мужского монастыря.

В конце XIX века хачкар обрамляла позолоченная стеклянная рама, дополняли его два креста: большой медный и небольшой серебряный, которые исчезли после разграбления церкви в 20-е годы. Внешний вид хачкара не отличался особой изысканностью. Сделан он был из базальта. Надписи на нем отсутствовали. На лицевой стороне креста-камня выделяются два изображения: крупный крест и розетка над ним, символизирующая вечную жизнь, которые типичны для хачкаров древнего происхождения.

В 1924 году монастырская церковь была покинута настоятелем, а затем ограблена. Большой хачкар был перевезен в Соборный храм Сурб Лусаворич. А когда в 30-е годы и он был закрыт, хачкар Сурб Хач был установлен в кладбищенской церкви Святого Карапета. И только теперь, благодаря пониманию настоятеля церкви священника Карапета Молекяна, древний хачкар вновь «вернулся» в монастырскую церковь Сурб Хач, где размещается музей русско-армянской дружбы и по воскресеньям проводится святая литургия.

Светлана Хачикян, директор музея русско-армянской дружбы (Ростов-на-Дону)

Добавить комментарий