Праздник святого Георгия в Нахичевани

Наиболее почитаемым в Нахичевани был праздник святого Георгия (Хдрелез). По сути, этот праздник был одним из главных праздников у донских армян. Традиция отмечать этот праздник пришла из Крыма. В Крыму святого Георгия чтили православные греки и армяне. Праздновали День святого Георгия они 23 апреля. Этот день знаменовал начало весны. В это же время и мусульмане Крыма отмечали начало весны. То есть это был праздник для всех народов Крыма: греков, армян, татар, караимов. День святого Георгия армяне ежегодно отмечают и на Дону. Праздновали на Дону армяне Хдрелез с 23 по 30 апреля.

Вот как описывает этот праздник известный нахичеванский художник С. П. Чахирьян: «Хдрелез был наиболее популярным праздником в Крыму. Православные греки отмечали именины святого Георгия 23 апреля, в день, знаменовавший начало весны. Это был праздник для всех народов Крыма, в том числе и для армян, христиан армяно-григорианского вероисповедания, а также армян-католиков, для татар-мусульман и для караимов-иудеев. Традиция праздновать день рождения святого 23 апреля сохранилась у армян, выходцев из Крыма, и на Дону. Армяне Закавказья празднуют именины Сурб Геоврка в ноябре. Празднование в Нахичевани Хдрелеза с 23 апреля по 30 апреля всегда состоялось во дворе церкви святого Георгия, на меже между Ростовом и Нахичеванью. Название праздника пришло на Дон из Крыма. Недалеко от нынешнего Белогорска (бывшего г. Карасу-Базара) широкий овраг горы Чамбей назывался раньше Хотурлез (теперь называется Харткая), где располагалась греческая церковь святого Георгия и проходил праздник, посвященный этому святому. Отсюда и название одного из основных праздников, посвященных святому Георгию, – Хдрелез. На празднике юноши в Нахичевани выбирали себе невест. Ведь в другое время девушки по городу не ходили. На празднике организовывали ярмарки, продавали сласти, крутились карусели на радость детворе».

Ростовский историк С. М. Хачикян пишет в своей работе«Хдрелез – христианская традиция донских армян» пишет: «В турецком фольклоре праздник Хыдыреллез тоже отмечается 23 апреля, в день встречи пророков Хыдыра и Ильяса. По турецкому поверью, они братья, договорившиеся вернуть на землю Весну. Они встречаются всего лишь раз в году. От соединения их имен и произошло турецкое название Дня Весны — Хыдыреллез. Веротерпимость и толерантность характерна была для всех народов Крыма, праздник Весны их объединял. Христиане отдавали дань своему святому Георгию, татары — Хызыру и Ильясу, турки — Хыдыру и Ильясу». (газета «Ноев Ковчег» №6 за 2011 год)

Светлана Мелконовна Хачикян пишет, что праздновали донские армяне Хдрелез на площади рядом с церковью Святого Георгия в Нахичевани. А эта церковь находилась на границе (меже) с Ростовом, несколько ниже здания управления Северо-Кавказской железной дороги, ближе к Ростовской границе. В дневниковой тетради «Давтар» основателем Нахичевани, архиепископом Иосифом Аргутинским было записано: «В году 1783 в воскресенье 10 основал св. Георг». Вот возле этой церкви и проходил Хдреллез.

Множество поверий связано было у донских армян с этим праздником. Считалось, что человек, попробовавший в этот день мясо молодого ягненка, наполняется силой и здоровьем.Жители Нахичевани и окрестных сел также верили, что если в этот день собрать лекарственные травы и цветы, приготовить из них настой и выпить его, то исцелишься от всех болезней и недугов. А если этим настоем еще и умыться, то обязательно помолодеешь. Праздник святого Георгия в Нахичевани включал в себя целый спектр торжественных и развлекательных мероприятий. Три дня в церковь святого Георгия стекались паломники. Именно в это время здесь армянские юноши выбирали себе невест. В дни праздника в церкви святого Георгия бывали практически все жители Нахичевани и окрестных сел. Многие армяне приезжали в национальных костюмах. На этот праздник приходили и жители соседнего Ростова. Особо много молодежи приходило на этот праздник. Для детей устраивались специальные гулянья. Праздник начинался с торжественного богослужения, в котором принимали участие все высшие чиновники Нахичевани. Площадь возле церкви святого Георгия была уставлена торговыми павильонами. Открывались ярмарки, каждый купец на такой ярмарке старался украсить свое место как можно оригинальнее и красивее.

Как пишет В. Смирнов в своей книге «Летопись Нахичевани-на-Дону», наряду с традиционными товарами на этой праздничной ярмарке организовывался «Базар сытинских изданий». То есть продавались дешевые, но популярные книжки самых известных писателей того времени.

Вот как описывает эти народные гулянья выдающийся армянский художник Мартирос Сарьян: «Самым большим народным праздником считался День святого Георгия, 23 апреля. На площади, названной именем этого святого, на пустыре между Ростовом и Нахичеванью открывалась огромная ярмарка, продолжавшаяся целую неделю. Здесь собирались жители обоих городов и крестьяне окрестных армянских сел. Приходили и из ближайшей казачьей станицы. Крестьяне в ярких национальных одеждах придавали ярмарке своеобразный колорит. Вокруг царил невероятный гул, создаваемый шумящим народом, криками продавцов фруктов, сладостей, воды, игрушек и других товаров. Мы увлекались каруселями, обвешанными и разрисованными фантастическими украшениями. С восхищением смотрели, как кружатся на карусели под орган взрослые и дети. У входа в цирк, зазывая гостей, толпились актеры и клоуны. Если в наших карманах заводилась пара гривенников, мы целыми днями болтались на ярмарке, беспечные и счастливые. На эти деньги мы покупали себе халву, апельсины, русский квас. Домой возвращались только поздно ночью».

Вот так торжественно и весело отмечали донские армяне праздник святого Георгия. Но и в XXI веке донские армяне продолжают торжественно отмечать один из главных своих праздников – День святого Георгия.

Георгий БАГДЫКОВ