Окарины «мира пришедших»

Недавно известный ростовский художник, музыкант и мастер по керамике Олег Михайлович Захаров прислал мне вырезку из газеты «Утро» (эта газета уже давно не издается, она была закрыта еще в девяностые годы минувшего столетия) с рецензией ростовского режиссера, актера и журналиста Владимира Давыдовича Таршиса, которая называлась «Мир пришедшим» («Утро». №181-182. 19-25.11.93). Таршис писал, что «на прошедшем недавно в Ростове Российском фестивале документальных фильмов лента сценариста и режиссера «Донтелефильма» Юрия Калугина отмечена главной премией. Создание донской кинолетописи — особая тема в калугинском ярком творчестве последних лет».

Далее Таршис рассказывал читателям об этом фильме. В частности, он писал: «Как живут армяне на Дону? Что сохранилось от многовекового уклада? Как отражается это в быту, в хозяйствовании, во взаимоотношениях со своими соплеменниками и русскими? Все это какой-то особый мир, причудливый и неповторимый. А в основе его обычная жизнь с повседневными делами, со своими радостями и печалями. Это-содержание картины».

Таршис подчеркивает, что полнометражный документальный фильм «Мир пришедшим» все же хочется назвать работой художественной — по воплощению. Владимир Давыдович подробно описывает снятую в фильме сцену работы над глиной мастера по керамике Олега Захарова: «Руки мастера мнут бесформенный кусок глины … Капли пота … Он лепит окарину … И подносит к губам уже готовую … У него есть имя — это Олег Захаров, он придумывает и создает эти уникальные музыкальные инструменты, на них во многом и выстроен музыкально-звуковой ряд фильма».

Таршис пишет о мастерской работе кинооператора Эдуарда Кечеджияна и звукооператора Михаила Угарова. А в конце публикации приводит слова известного донского писателя Николая Матвеевича Егорова о том, что фильм «Мир пришедшим» — большая удача всей донской культуры.

Для меня же рецензия Владимира Таршиса «Мир пришедшим», которую мне прислал ростовский художник и музыкант Олег Захаров, стала приятным сюрпризом. Ведь я вернулся в свою молодость, вспомнил, как снимался фильм «Мир пришедшим» и как я познакомился с творчеством Олега Захарова.

Дело в том, что мне посчастливилось познакомиться с режиссером Юрием Георгиевичем Калугиным, со всей съемочной группой, с уникальным мастером по керамике Олегом Захаровым в 1993 году на съёмках фильма «Мир пришедшим». Одним из консультантов этой кинокартины был мой отец, заслуженный врач России, известный краевед, Минас Георгиевич Багдыков. Папа подружился и с Калугиным, и со всей съёмочной группой, которая неоднократно бывала у нас в доме на 23-линии в Нахичевани.

С моей точки зрения, уникальность картины в том, что в ней отображены люди уходящей эпохи. В картине показаны портреты старых нахичеванцев и сняты сюжеты о них. Особо меня тронул авторский замысел режиссера, когда он показывает зрителям старые дома и семьи, некогда жившие в Нахичевани, и сравнивает их с домами и семьями, ныне живущими в этом районе. Очень трогательно. И, конечно, прав Таршис, когда пишет, что на удивительных звуках и мелодиях окарины во многом и выстроен музыкально-звуковой ряд фильма «Мир пришедшим». Словно Олег Захаров через этот загадочный музыкальный инструмент выразил армянскую душу, армянскую печаль и радость.

Напомню, что окарина — это духовой музыкальный инструмент. В переводе с итальянского — «гусенок». Этот инструмент еще называют «свистулькой» и относят к свистковой сосудообразной флейте.

Полностью согласен с мнением Таршиса о том, что Олег Захаров — музыкант и мастер-керамист уникального дарования. Уже давно и фильм Юрия Калугина «Мир пришедшим», и окарины Захарова стали культурным достоянием нашего донского края. Мне же приятно осознавать, что когда-то я был свидетелем того, как создавался и этот фильм, и эти неповторимые окарины.

Георгий БАГДЫКОВ