Нахичеванское купеческое общество

В Нахичевани-на-Дону существовало до октябрьской революции 1917 года Нахичеванское купеческое общество. Это общество собиралось для решения важнейших коммерческих вопросов под председательством городского головы. Именно Нахичеванское купеческое общество было тем юридическим субъектом, с кем власти области Войска Донского охотно вели переговоры.

Нахичеванские купцы были не только богатыми людьми, но и уважаемыми в городе. Как пишет С.С. Казаров в книге «Нахичеванское купечество», нахичеванский купец – это человек, активно участвующий в общественной деятельности города. Мнение о том, что занятие коммерцией отнимает много времени, нахичеванские купцы опровергали своей жизнью. Им на все хватало времени. Они и деньги зарабатывали, и занимались благоустройством любимого города, и жертвовали средства на благотворительность, и строили школы, храмы, богадельни. Не забывали и о себе, любимых. Любили шикарно погулять. Или, как тогда говорили, «кутить». Служение родному городу, деятельность на благо общества считались высшей честью и выполнялись добросовестно и с полной отдачей сил. Кстати, их никто не заставлял заниматься общественной деятельностью, они не лоббировали свои интересы, а служили городу по зову сердца. Во всяком случае, большинство нахичеванских купцов, имена которых вошли в историю города и донского края. Мне часто возражают, что такого не может быть. Ведь нахичеванская купеческая верхушка могла использовать власть в своих интересах. Конечно, могла. Ведь Нахичеванская Дума на 90 процентов состояла из купцов. Представители купечества входили во все властные органы Нахичевани. Но, как отмечают историки, в том числе об этом пишет С.С. Казаров в книге «Нахичеванское купечество», вы не найдете ни одного исторического примера, когда бы городское руководство Нахичевани-на-Дону принимало какие-либо законы исключительно в своих интересах, а не в интересах всего общества и города. Нет таких исторических примеров! Вот у кого надо учиться нынешним депутатам. Если купец дал слово чести, но не сдержал его, то он стрелялся. Не знаю, способен ли сейчас кто-либо на такое. Не надо стреляться. Просто хочется, чтобы депутаты выполняли то, что обещали своим избирателям.

Как пишет С.С. Казаров, нахичеванское купечество – это сословие, на котором держалось богатство и благополучие города. Армянские купцы были экономны, бережливы, расчетливы, но они никогда не были скупыми. В Нахичевани было принято удачные торговые сделки, принесшие хорошие барыши, отмечать пышно с компаньонами и друзьями. Причем так, чтобы на следующий день об этом говорил весь город.

Необходимо также подчеркнуть, что нахичеванские купцы отличались удивительной мобильностью. Они вели бизнес сразу в нескольких городах. А ведь тогда не было ни самолетов, ни скоростных машин.

Говоря о нахичеванских купцах, нельзя не сказать и о купчихах. Да, были и такие. Об армянских женщинах было принято говорить, что они мало выезжают из дома, занимаются детьми, большой семьей. В доме царит патриархат. Но это только часть правды. Так, по данным статистического отчета за 1861−1862 годы, из 601 купца Нахичевани 280 было женщин! Достаточно вспомнить имена владелицы табачной фабрики Рипсимэ Павловны Карабетовой, владелицы ваточной фабрики Мариам Григорьевны Галладжевой, Елены Лазаревны Генч-Оглуевой, Анны Саркисовны Титровой, Рипсимэ Капреловны Сариевой и многих других. Все эти женщины были достаточно богаты, трудолюбивы и вели активный общественный образ жизни. Многие из них были купеческими вдовами, которые после смерти своих мужей, учитывая их опыт, с успехом продолжили их дела.

Известный донской публицист А.М. Греков неоднозначно относился к нахичеванцам. Он считал, что город Нахичевань-на-Дону надо непременно присоединить к Ростову, а с самостоятельностью и царскими льготами, дарованными Екатериной Великой, надо заканчивать. Ростов должен развиваться, а потому ему необходимо поглотить Нахичевань. Нахичеванцы же всячески этому противились. Тем не менее А.М. Греков оставил очень интересные воспоминания о Нахичевани и нахичеванцах. Вот что он писал о нахичеванских купцах: «Армян упрекают в скупости, но честное трудолюбие и должно предполагать известную ее дозу. У нахичеванцев, по крайней мере, заметны скорее какие-то крайности: бережливость, доходящая до скупости, с одной стороны, и внезапное бросание денег, граничащее с расточительностью, − с другой. Источник, впрочем, этих крайностей, скорее – дело темперамента, чем житейской невыдержанности или отсутствия правил».

Надо особо подчеркнуть, что бережливость, экономность – важнейшие черты, без которых невозможно накопить капитал. Более того, армянским купцам для того, чтобы заработать, приходилось преодолевать огромные расстояния между городами и даже странами. Они рисковали и своим имуществом, а порой и жизнью.

Нахичеванские купцы действительно любили погулять, когда сделка удавалась. Может быть, в этом сказывалась и национальная черта нахичеванцев. Вот как об этом вспоминал великий художник М.С. Сарьян, который родился и вырос в Нахичевани-на-Дону: «При коммерческих удачах купцы устраивали кутежи. Попировав вдоволь, богач вместе с товарищами садился на фаэтон с зурначами и катался по всему городу, оглашая окрестности пронзительными звуками зурны. Во время этих прогулок кучерам, музыкантам и лакеям перепадали обильные чаевые. В такие дни по всему городу говорили, что Красильников или Эзеков, или такой-то кутит».

Вот такими были нахичеванские купцы. Они могли и много работать, и от души гулять, и помогать бедным, и создавать большие и прочные семьи. Но самое главное – эти люди после себя оставили яркий след. Они не только зарабатывали деньги. Они преобразили город Нахичевань-на-Дону, сделали его по-европейски красивым, создали неповторимую архитектуру. Я могу вполне ответственно сказать, что без купцов не было бы нашего неповторимого города Нахичевани.

Георгий БАГДЫКОВ