Историю Ростова и Нахичевани можно изучать по старым кирпичам

Историю Ростова и Нахичевани можно изучать по старым кирпичам. Недавно я в этом лично убедился. В историческом парке «Россия-моя история» прошла интересная и увлекательная встреча с ростовскими краеведами, коллекционерами, которые глубоко изучают историю кирпичей.

Два докладчика – Роман Бочарников и Дмитрий Зенюк — рассказали много интересного об истории производства ростовских и нахичеванских кирпичей. Мне, например, интересно было узнать, какие кирпичные заводы находились в Ростове и Нахичевани. Оказывается, немало домов и особняков в Ростове строили из нахичеванских кирпичей. И наоборот — немало домов в Нахичевани было построено из ростовских кирпичей.

Роман Александрович Бочарников продемонстрировал собравшимся свою уникальную коллекцию кирпичей с клеймами. До октябрьской революции 1917 года клейма (специальные знаки) на кирпичах были разными. Но меня особо заинтересовали нахичеванские кирпичи, на которых ставили редкий знак – «кирпичную бабу». Именно так называют это клеймо некоторые историки и краеведы.

Эти кирпичи были найдены время сноса старинного здания на улице Береговой. Это был склад, принадлежащий некогда ростовскому купцу Георгию Эммануиловичу Скараманга. Один из таких кирпичей подарил Роман Александрович Бочарников музею русско-армянской дружбы, который располагается на площади Свободы в Нахичевани.

Дело в том, что Бочарников провел исследовательскую работу, в которой доказал, что столь необычные кирпичи с изображениями некоей женщины были произведены на заводе нахичеванского предпринимателя Карпа Яковлевича Искидарова. Дата их изготовления – примерно 70-80 годы девятнадцатого века.

Ростовские краеведы считают, что необычные кирпичи с изображением загадочной дамы могли служить, скажем, для счета. Ну, например, обозначать каждый тысячный кирпич с завода Искидарова. Некоторые же считают, что «кирпичная баба» имела и сакральное значение. Возможно, она была неким оберегом для дома, особняка или склада. Другие же исследователи полагают, что «кирпичных баб» изготовляли по специальному заказу. Вот только зачем?

Роман Александрович Бочарников считает, что женщина, которая изображена на этих необычных кирпичах, очень напоминает армянку в национальном костюме.

Не менее интересным был доклад Дмитрия Игоревича Зенюка. Он поделился своими научными изысканиями в области расшифровки староалбанской письменности на кирпичах, которые были найдены в селе Маргаритово Азовского района Ростовской области. Он доказал не только то что на этих кирпичах изображены буквы староалбанского алфавита, но и то, что изготавливались эти кирпичи кустарным способом несколькими христианскими албанскими семьями, которые жили у нас на Дону и которые когда-то, вероятнее всего, вместе с греками бежали от притеснений турок и мусульман.

Лекции ростовских краеведов были очень интересными и поучительными. Говорят, что можно рассказать историю страны, рассказав историю семьи. Вот точно так можно рассказать историю донского края, Ростова и Нахичевани, рассказывая историю производства старых кирпичей. Это было наглядно и увлекательно продемонстрировано лекторами. За что их хочется особо поблагодарить.

Хочется выразить огромную благодарность руководству исторического парка «Россия – моя история», лично руководителю этого уникального музея Виктору Николаевичу Гладкому, а также руководителю клуба любителей истории «Наш город» Владимиру Яценко за их работу, за то, что они занимаются активной просветительской деятельностью и популяризируют историю нашего города.

Георгий БАГДЫКОВ