Георгиевская церковь и Георгиевская площадь

Настоящими символами Нахичевани после кафедрального собора во имя Святого Григория Просветителя (СурбЛусаворич) были церковь Святого Георгия (СурбГеворк) и одноименная площадь возле церкви (ныне Театральная площадь). Вообще, к территории нынешней Театральной площади примыкали две нахичеванские церкви со своими площадями. Это армянская церковь Святого Георгия и русская Софиевская церковь во имя иконы «София премудрость Божия». Армянская церковь располагалась в южной части нынешней Театральной площади (рядом со зданием Управления СКЖД).

Как пишет В.В.Смирнов в книге «Нахичевань-на-Дону», церковь Святого Георгия занимала особое место в Нахичевани. Святой Георгий был очень почитаем донскими армянами. Они торжественно отмечали День Святого Георгия. Пожалуй, Святой Георгий после Святого Григория Просветителя, крестившего Армению, один из самых любимых и уважаемых святых для армянского народа. Если, конечно, так можно выразиться. Церковь Святого Георгия несколько отстояла от городских построек Нахичевани в сторону Ростова. Эта церковь была очень красивой. Она являлась своего рода «визитной карточкой» Нахичевани, так как, въезжая в город из Ростова, путешественник сразу видел Георгиевскую церковь. Более точное месторасположение этой церкви указывает В.В. Смирнов в книге «Нахичевань-на-Дону». Он пишет: «Она находилась на месте междунынешним Управлением Северо-Кавказской железной дороги и стелой, установленной в честь освобождения Ростова от фашистских оккупантов. Немного ниже, в сторону строящегося левого каскада Театрального спуска, если стоять лицом к Дону, повыше трамвайных путей, перенесенных в 1936 году с Советской улицы на улицу Комсомольскую (ныне Закруткина). Эти пути одно время огибали развалины Георгиевского храма, разобранного в 1930-м».

Храм освятил 5 декабря 1787 года архиепископ Иосиф Аргутинский, духовный предводитель донских армян, один из отцов-основателей Нахичевани. В своем дневнике «Давтар» Аргутинский писал: «Год 1787, декабря пятого. Освятил церковь Святого Георгия с привезенными из Крыма сосудами».

Надо сказать, что в храме Святого Георгия хранилось немало священных реликвий. Там находились не только сосуды, привезенные из Крыма, но и каменные кресты-хачкары. Хранились здесь ценные и уникальные книги. Например, рукописное Евангелие с надписью: «Это святое Евангелие было написано переписчиком Стефаном в 1297 году армянского летоисчисления, в царствование Семиада и патриаршества первосвященника Григория».Надпись также свидетельствовала, что книга побывала в руках магометан. Но потом чудесным образом «была освобождена из плена». В храме бережно хранились и частицы мощей Святого Георгия, помещенные в серебряную коробочку. Надпись на ней гласила: «Память от паломника Степана Ганджецяна в 1849 году, Св. Георгию. Нахичевань».

Самый значимый и красивый крест (хачкар) был вмурован «снаружи от левой двери». Крест украшала надпись: «Установлен святой знак в честь паломника Ованеса и супруги… Рика, сыновей… и всего рода». Надпись также напоминала о том, что крест высечен «рукой мастера Саркиса». А паломник Ованес жил еще в Крыму, так как дата изготовления креста – 1698 год. Эти исторические сведения подробно описаны в книге В.С. Сидорова «Энциклопедия старого Ростова и Нахичевани-на-Дону».

Среди реликвий церкви была и картина, изображающая Святого Георгия. Эта картина – дар Георга Давидовича Числияна.

По мнению известного краеведа В.В. Смирнова, такое великолепное внутреннее убранство церкви было связано с желанием донских армян продемонстрировать жителям Ростова богатую культуру и историю. Ведь многие гости, перед тем как попасть в Нахичевань, заезжали в храм Святого Георгия. Да и ростовцам было интересно узнать что-то новое о своих соседях, об их жизни, быте и традициях.

Как я уже писал, донские армяне особенно торжественно отмечали праздник Святого Георгия. Он начинался 23 апреля и продолжался несколько дней. Три дня в церковь Святого Георгия стекались паломники. Кстати, именно здесь многие армянские юноши выбирали себе невест. В эти дни в Георгиевской церкви бывали практически все жители Нахичевани. А на Георгиевской площади шли народные гулянья, организовывались ярмарки. Праздничное настроение поддерживали музыканты. В разных местах Георгиевской площади играли духовые оркестры. На ярмарках обязательно были шарманщики. У шарманщика с собой всегда был особый ящик, из которого попугай вытаскивал бумажки с разными предсказаниями. Все эти пророчества, как говорили, были на счастье. Редко кто удерживался, чтобы не узнать свою судьбу.

За Георгиевской площадью, южнее ее, начинался Георгиевский спуск. Была и Георгиевская балка. В.В. Смирнов в книге «Нахичевань-на-Дону» пишет: «…от крепости Димитрия Ростовского, когда она еще стояла в чистом поле, в сторону Нахичевани открывались Георгиевские ворота, в Нахичевани-на-Дону навстречу – тоже Георгиевские. Города словно тянулись друг к другу».

6 декабря 1929 года НКВД СССР принял постановление No 118 с грифом «Совершенно секретно». В нем, в частности, было написано: «Запретить совершенно так называемый трезвон, или звон во все колокола. При сокращении колокольного звона колокола должны быть сняты и переданы в государственные учреждения для использования в хозяйственных нуждах».

Вскоре в Нахичевани и в Ростове-на-Дону стали безжалостно разрушать храмы. Подобное варварство в те годы происходило по всей России. Георгиевский храм был разрушен. Многие реликвии были расхищены или уничтожены. Ушли в историю народные гулянья на Георгиевской площади. Да и Георгиевской площади больше нет в нашем городе. Праздничные гулянья, которые теперь проводятся на Театральной площади, стали совсем другими. И все же хочется, чтобы память о прекрасном храме Святого Георгия жила в народе. Было бы правильно, если бы был установлен хачкар на том месте, где располагался храм. Этот хачкар служил бы напоминанием и о великолепной церкви, которая некогда здесь возвышалась, и о народных гуляньях, которыми так славилась Нахичевань.

Георгий БАГДЫКОВ