Балы и танцы в Нахичевани

Когда мы читаем воспоминания путешественников, которые побывали в Нахичевани в конце ХVIII – начале ХIХ веков, то видим перед собой восточный город с богатыми базарами и знатными купцами. Но уже к середине ХIХ века Нахичевань-на-Дону становится по-настоящему европейским городом, светские салоны которого ничем не отличаются от московских и петербургских. Об этом хорошо написано в книге Келле-Шагинова «Моя единственная жизнь». Он в своих мемуарах подробно описал, как в Нахичевани устраивались балы и танцы.

В 1862 году в Нахичевани-на-Дону открылся Коммерческий клуб. Там стали устраиваться бальные вечера. Это было ново для нахичеванцев. Как пишет Келле-Шагинов, на балах по уставу танцующие должны были быть во фраках и в белых перчатках. Мужчины надевали также лакированные щиблеты. Город вдруг весь оказался охвачен балами. Дамы и девицы готовили новые наряды, платья декольте. Этого тоже никогда ранее не бывало в Нахичевани.

Вот как об этом пишет Келле-Шагинов: «Бильярд, открытый буфет, дамы на балу разносили конфеты, оршады, лимонады от дирекции. Пошли новые танцы: лансье, мазурка, гран-рон. На балах играл большой театральный оркестр из ростовского театра, устраивались семейные ужины после бала на особых столиках. Лакеи во фраках, белых перчатках, поварские меню – все это на новый манер, не так, как обыкновенно проводились вечера у нахичеванцев. В общественную жизнь Нахичевани пробилась новая мощная струя».

Проводились также детские балы и балы-маскарады. Вот как описывает первый бал-маскарад в Нахичевани Келле-Шагинов: «Наступил вечер маскарада. Из армянок никто не решался явиться в масках; явились многие, но в обыкновенных бальных нарядах. Мужчины тоже были без масок. Из Ростова приехало много дам и кавалеров – тоже без масок, явились офицеры местного гарнизона. Начались танцы. Во время танцев один из офицеров счел себя чем-то оскорбленным Карпом Кирилловичем Чорчоповым, из местной золотой молодежи. Офицер вызвал молодого человека на дуэль. Это произвело страшный переполох в городе. Дуэль – невиданное дело для нахичеванцев. Пошли между матерями и сестрами ахи и вздохи, считая его, статского человека, заранее обреченным на смерть. Тут вмешались друзья Чорчопова. Удалось примирить враждующих и сенсацию эту затушить».

Тут мне хотелось бы обратить внимание читателей, что Нахичевань была все-таки городом особым. Несмотря на то, что к середине ХIХ века город по архитектуре не отличался от европейских, по укладу он все же был армянским. Не было в традиции донских армян дуэлей. Нахичеванцы всегда старались подобные конфликты решать миром. Смею предположить, что ни Пушкина, ни Лермонтова в Нахичевани на дуэль никто бы не вызвал. Конечно, страсти кипели в городе порой шекспировские. Но любую ссору старались решить мирно.

Но вернемся к танцам. Нахичеванцы своим детям желали дать хорошее образование. В том числе научить танцам. Они хотели, чтобы их дети чувствовали себя уверенно в любом столичном или европейском светском салоне. Вот как об этом пишет Келле-Шагинов: «…в 1859 году сюда приехал учитель танцев – юркий венгерец, который набрал по Нахичевани учеников у богачей, пригласив в том числе и нас. Установили танцы два раза в неделю: после обеда, по два раза, поочередно в домах то одного, то другого… В дни танцев венгерец приводил с собой убогого скрипача. На каблуки надевались какие-то особые шпоры. Скрипач пиликал нам польки, галопы, вальсы, кадрили, лансье, мазурку, аллянс, венгерку… Всему этому мы научились в совершенстве. После этого на всех свадьбах и балах наша компания выделялась своими танцами. Мы сделались предметом особого внимания присутствующих, задавая тон танцам перед взрослыми».

Как видим, читая мемуары известного общественного деятеля Нахичевани, гласного Думы Келле-Шагинова, балы в середине ХIХ века были популярны среди нахичеванцев.

Георгий БАГДЫКОВ