Просто Хачик

После воссоединения Крыма с Россией я со своими близкими стал регулярно отдыхать на полуострове. Но и в советские годы, и при украинцах мы старались посещать эти прекрасные места. И вот почему. Дело в том, что в Крыму жили предки донских армян, то есть мои предки. Напомню, что в 1779 году Екатерина Великая переселила армян из Крыма на донские земли, даровала им немало льгот. И, несмотря на тяжелое переселение, армяне смогли основать прекрасный город Нор Нахичеван (впоследствии Нахичевань-на-Дону) и пять сел. Сегодня, кстати, и о Нахичевани, и о селе Чалтырь, и о культуре донских армян знают многие не только в России, но и в мире.

Донские армяне нередко совершают паломнические поездки по местам в Крыму, где жили их предки. Так, в ноябре 2002 года и нам с моим братом Тиграном посчастливилось побывать в Крыму. Поездку организовали армянские священники Тер Тадеос и Тер Погос. Наша делегация посетила на Крымском полуострове все места, где жили предки, проследовали дорогой, которой они переселились на Дон. Мы были одними из первых, кто повторил путь крымских армян на Дон. Только наши предки шли пешком, а мы ехали на автобусе. Наши предки ночевали под открытым небом, а мы — в комфортных гостиницах.

Жили мы в Феодосии. Раньше этот город назывался Кафа. Здесь, совместно с генуэзцами и татарами, армяне успешно занимались торговлей, ремёслами.

Наша делегация специально посетила армянский монастырь Сурб Хач, который находится возле села Старый Крым. Ростовский монастырь Сурб Хач был назван в честь крымского. Сейчас в селе живут в основном татары. Встретили они нас радушно. Именно у татар мы купили барашку для мадаха. Мадах – это древний армянский обычай, когда режут барана или петуха, раздают мясо соседям, знакомым. Считается, что своей радостью надо поделиться с ближними. Поблагодарить Всевышнего, раздать мясо бедным, нуждающимся. Наш знакомый Хачик из Чалтыря разговорился с пастухом, молодым татарином лет двадцати.

– Вы знаете, что раньше здесь жили армяне? – спросил он у него.

— Да, — ответил парень. – Старики рассказывали. Я знаю, что Сурб Хач – армянский монастырь. Давайте знакомиться! Ренат.

— Очень приятно. Хачик.

— Ренат, — повторил парень. – А вас как зовут?

— Хачик. Просто Хачик.

— Я понял, что вы хачик. А зовут-то вас как?

Возникла пауза. После минутного оцепенения, мы с Хачиком дружно рассмеялись.

— Я знаю, что армян называют «хачиками», но Хачик – это моё имя, — давясь от смеха, произнёс наш знакомый из Чалтыря.

— Извините, — растерялся парень.

— Мы не обижаемся, — успокоил я молодого человека. – Хач – по-армянски значит крест, хачик – крестик. Это имя говорит о том, что мы – древний христианский народ.

Кстати, Хачик — это уменьшительный вариант имени Хачатур (дословно в переводе означает «данный крестом»).

Имя Хачик довольно популярно среди армян. Может еще и поэтому армян в народе нередко называют «хачиками». Более того, армяне очень гордятся этим именем и даже называют кафе в честь Хачика. Да-да.

Летом 2017 года я со своими близкими снова отдыхал в Крыму.

Во время одной из экскурсий наш автобус ехал по ялтинской трассе. И вдруг мы увидели прекрасное кафе под названием «The Хачик».

«The Хачик» — это необычно и оригинально. Не так как у всех», — подумал я.

Но самое интересное было то, что в этом придорожном заведении мы увидели любопытную картину. Под песню, ставшую уже в нашей стране всенародно любимой, «Джан, балес, балес…», в кафе «The Хачик» танцевали крымские татары. В этот момент я подумал: «Это же здорово, что в Крыму простые люди находят общий язык, что крымские татары танцуют под армянскую музыку. Пусть название придорожного заведения «The Хачик» несколько необычно. Ничего страшного. Пусть называют, как хотят. Как говорится, чем бы ни тешились, лишь бы не воевали».

Так что имя Хачик, как мы видим, в Крыму уже стало всенародно любимым. И это не может не радовать. Я, кстати, недавно, благодаря Википедии, узнал, что и в мире имя Хачик становится популярным. Так, в Гонконге есть улица, которая называется Хачик-стрит. Она названа в честь бизнесмена Хачика Пола Чатера. Но это уже другая история.

Георгий БАГДЫКОВ